Вечная мерзлота под контролем

Первый пункт государственной системы фонового мониторинга состояния многолетней мерзлоты открылся в начале этого лета в Салехарде.

 
Криолитозона (или зона «вечной» мерзлоты) охватывает больше половины территории России. В условиях глобального изменения климата льды теряют свое название «вечных», они активно тают и перестают служить надежным фундаментом для гражданских и промышленных объектов. Поэтому так важно следить за их состоянием, динамикой их изменений.

На основе полученной с пунктов мониторинга информации ученые смогут составлять прогнозы о возможных последствиях для окружающей среды и для инфраструктуры, созданной в криолитозоне.


Проект ведется под эгидой Министерства природных ресурсов и экологии России. Его глава – Александр Козлов, пояснил, почему место открытия первого пункта выбрано  в Салехарде: «…именно здесь, на территории одной из старейших российских метеорологических станций, действующей с конца ХIХ века, мы начнем создание системы мониторинга мерзлоты. Учитывая, что криолитозона занимает 65% территории нашей страны, ее изучение становится национальной задачей».

Глубина термометрической скважины составляет около 25 метров. Внутри нее находятся 32 датчика, блок регистрации, который отправляет данные в режиме онлайн в Центр мониторинга состояния многолетней мерзлоты Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). Все оборудование на станции отечественного производства.

В ближайшее время планируется оборудовать и запустить еще 20 пунктов мониторинга в восьми регионах страны. Это - Ямал, Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Иркутская область, Амурская область, Забайкальский край, республики Бурятия и Алтай.

И о погоде.
Сейчас в столице Ямало-Ненецкого округа - Салехарде аномально тепло: +27 градусов. Над Ямалом проходит атмосферный фронт, вызывая дожди и грозы, поэтому вскоре жара спадет. Для «вечной» мерзлоты повышение температуры в летний период не страшен. Но меняющийся климат делает теплые периоды все более затяжными, и на это начинает реагировать лед даже самого глубокого залегания.