Снег в июле! А как же глобальное потепление?

Главным событием прошедшего июля в России стал, без всяких сомнений, снег в Челябинской области, который выпал здесь 12 июля. Растаял он почти моментально, но в памяти останется, похоже, надолго: ведь до этого снег в июле здесь не отмечался ни разу за всю историю метеорологических наблюдений! Температура воздуха в тот день была более, чем на 10 градусов ниже нормы. Да и в целом, июль на юге Урала (Челябинск, Екатеринбург, Курган) стал холоднее обычного на 4-5 градусов. По сути, не лето, а та самая «зеленая зима» из известного анекдота.

И появляется резонный вопрос: а как же глобальное потепление, когда тут июль с сентябрьским отливом? На самом деле, именно теория глобального потепления, связанного с усилением парникового эффекта, легко и логично объясняет возможность выпадения снега в разгар лета. Парадокс? Отнюдь! Попробуем разобраться.

Напомню несколько основополагающих вещей: а) в наших широтах преобладает западный перенос, который приносит нам воздух из Атлантики и формирует относительно умеренный климат; б) сила западного переноса зависит от разницы температуры экватор-полюс: температурная разница формирует разницу в давлении, которая и выступает динамо-машиной для западного переноса; в) разница температуры формируется за счет различного нагрева низких и высоких широт (к тропикам и экватору поступает гораздо больше солнечной энергии, чем к полюсам).

 Вроде бы ничего сложного! Теперь усиливаем парниковый эффект, он (в отличие от солнечной энергии) действует равномерно по планете, к тому же на полюсах его влияние усиливается сразу несколькими цепочками положительных обратных связей (то есть система реагирует на внешнее воздействие положительно – только усиливает дальше это воздействие!): здесь и лёд со снегом, и облака, и расположение материков - всё играет на руку дополнительному прогреву воздуха! Это же подтверждают и данные наблюдений: за последние 130 лет температура высоких широт северного полушария росла быстрее среднепланетарной температуры примерно в 2 раза!

Итак, все элементы головоломки теперь перед нами, остаётся их просто собрать: более активное потепление в высоких широтах ведёт к уменьшению разницы температуры экватор-полюс, уменьшение этой разницы ведет к ослаблению западного переноса. Его всё активнее начинает замещать меридиональный перенос воздушных масс (то есть перенос воздуха с юга на север и с севера на юг). А это значит, что вместо умеренной погоды всё больше становится или аномально жарких или аномально холодных периодов. Так что аномально холодный июль в каком либо городе теперь может легко идти за рекордно жарким июнем. Или жаркая Восточная Сибирь может одновременно соседствовать с холодным Уралом, и даже снег летом теоретически (а теперь и практически!) не исключен. Хотя жары будет всё же больше, общий рост температуры никто не отменял!

Погода из флегматика постепенно превращается в холерика… Вот такой непростой диагноз…
Александр Чернокульский