Так ждут ли нас холодные зимы?

То и дело журналисты и простые обыватели задают вопрос: так что нас ждет, глобальное потепление или глобальное похолодание? Что по поводу «60 холодных зим», которые нас ждут впереди? 

С глобальным потеплением всё понятно: человечество выбрасывает в атмосферу дополнительное (неуравновешенное природными потоками) количество углерода, запасенного миллоны лет назад в виде ископаемого топлива, тем самым увеличивая парниковый эффект. 

А что с глобальным похолоданием? Во-первых, журналисты любят растиражировать слова ученых-геологов, которые говорят, что «скоро начнется ледниковый период». Действительно, орбита Земли испытывает во времени различные колебания, которые и обуславливают переход планеты от ледниковых эпох к межледниковью и обратно. Правда, геологи мыслят другими категориями времени, для них «скоро» — это ближайшие 2-5 тысяч лет. Именно через такое время может наступить «глобальное похолодание», не раньше. 

Есть и «во-вторых». Это естественные колебания климатической системы, обусловленные в первую очередь внутренней динамикой океана. Ряд наблюдений пока короткий, тем не менее многие учёные сходятся во мнении, что в климатической системе есть долгопериодный 60-летний цикл, и мы сейчас находимся как раз на вершине такого цикла, в ближайшие годы он будет находиться в противофазе к глобальному потеплению, а значит нас ждет или замедление потепления, или небольшое похолодание. Наверное, именно эту цифру (60 лет), и растиражировали многие информационные агентства (хотя надо понимать, что 60 лет - это полный цикл, значит минимум будет уже через 30 лет, затем цикл сфазируется с глобальным положительным трендом). 

И действительно, в последние годы в России то и дело случаются аномально холодные периоды, и жители недоумевают: «да где же оно, это самое глобальное потепление?», «давно таких холодов у нас не было!» и так далее. И здесь хочется отдельно остановиться на особенностях нашей памяти. 

Когда мне накануне позвонили журналисты из Санкт-Петербурга и попросили прокомментировать информацию о 60 холодных зимах, одним из аргументов был: «не помним в Санкт-Петербурге такого холодного октября!». Действительно, в отдельные дни октября (особенно в первой декаде) температура была почти на 6 градусов ниже нормы. Но, минуточку! Не вешая трубки я проверил, каким был октябрь прошлого года: и (о чудо!) обнаружил, что в октябре прошлого года были периоды, когда температура была ниже нормы на 7–8 градусов! Были холодные периоды и годом ранее, и двумя годами ранее… Вот тебе и «давно не было такого холодного октября».

Сначала я подумал, что это особенность журналистов, мол они любят всё преувеличивать, используя слова «никогда», «мы на своей памяти не припомним» и так далее. Как бы цепляют тебя на крючок желания противоречить, доказать… Но и многие мои знакомые, совсем не журналисты, грешат такими категориями, как «не было такого никогда», «не припомню такой погоды»… И в большинстве случаев они не правы. Было, и часто даже совсем недавно… К сожалению (или к счастью?), наше восприятие погоды хранится, похоже, в краткосрочной памяти. Если мы не записываем скрупулёзно все погодные изменения в потертый дневник, то обычно нашему восприятию погоды грош цена с точки зрения оценки долгопериодных изменений погоды и климата… А значит, надо опираться всё же на данные наблюдений, на научные исследования. 

А научные исследования и данные наблюдения однозначно говорят о том, что в атмосфере Земли происходит небывало быстрый рост содержания парниковых газов, обусловленный антропогенными выбросами, что сказывается в росте глобальной приземной температуры воздуха, росте накопленного тепла в океане, сокращении ледников, росте уровня океанов. Специалисты в области теории климата не ставят вопрос о том, что нас ждет: «глобальное потепление», или «глобальное похолодание». Для них ответ очевиден, а важен другой вопрос: каков вклад человеческой деятельности в современные климатические изменения, а каков вклад естественной изменчивости? И здесь ученые во мнении расходятся (как это и должно быть в научном мире), кто-то говорит, что человек виноват в 20% современного потепления, кто-то называет отметку 50–60%, а кто-то — 90–95%. Научный поиск пока продолжается… 

И отвечая на вопрос, поставленный в самом начале: ждет нас глобальное потепление. Но и холодные зимы в наших широтах не исключены (особенно в ближайшие 20–30 лет). Как я уже писал раньше, быстрее теплеют полярные широты. В результате уменьшается перепад экватор-полюс, который определяет силу западного переноса. Чаще могут случаться эпизоды его блокирования, устанавливаться меридиональные потоки, что приводит к соседству аномально теплых и аномально холодных регионов. Как было этим летом, когда прохладное лето на Европейской территории России соседствовало с рекордной жарой в Западной Европе, или в июле прошлого года, когда на юге Урала выпал снег… Поэтому и зимой не исключены периоды с аномально холодной погодой. Которые конечно же «на нашей памяти ещё никогда не случались»…

Александр Чернокульский