Бесперспективность углеродной политики

Россия совершает ошибку, продолжая делать ставку на углерод (нефть и природный газ), говорит Георгий Владимирович Сафонов, директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ. Вместо этого следовало бы переходить на безуглеродные «зеленые» источники энергии. Своим взглядом на происходящее в области энергетики и углерода эксперт поделился с Прогностическим центром Метео ТВ.

«Ставка на разработку углеводородов, особенно в труднодоступных районах с крайне высокими издержками и хрупкой экосистемой, вызывает огромные сомнения. Мировая экономика поворачивается в сторону безуглеродных источников энергии, отказывается от ископаемого топлива. В планах более 120 стран – добиться климатической нейтральности к середине XXI века прежде всего за счет сокращения выбросов СО2 от сжигания топлива. Зачем же России двигаться в бесперспективном направлении? Следование старой энергосырьевой модели не обеспечит стране ни экономического роста, ни устойчивого положения на мировых рынках, но негативно скажется на состоянии экосистем, качестве окружающей среды, благосостоянии населения», – поделился господин Сафонов

Экономики, заточенные под углероды, рискуют безнадежно отстать от тех, кто избирает новый энергетический курс. Несмотря на это, Россия продолжает активно добывать нефть и газ.

Сафонов привел пример стран, избирающих новый курс и отметил, что передовые страны, богатые углеродами отказываются от старой энергетической модели: «Расхожая истина, что «каменный век закончился не потому, что закончились камни», актуальна и в случае ископаемого топлива. Нет у него больше блистательного будущего, а есть поэтапное затухание и деградация зависимых от него экономик, если только они вовремя не перейдут на «зеленые» модели развития. Это наглядно демонстрируют и государства, богатые углеводородами, например США, Саудовская Аравия, Норвегия. Крупнейший потребитель топлива Китай принял серьезные политические решения по отказу от ископаемого топлива. Индия реализует беспрецедентные программы развития возобновляемой энергетики». 

Возникает вопрос, что делать в такой ситуации нашей стране. «Куда Россия будет экспортировать нефть, газ и уголь с очень высокой себестоимостью, остается загадкой. Не лучше ли задействовать гигантский потенциал «зеленой» энергетики и начать производить биотопливо, «зеленый» водород, в 25 раз превосходящий ежегодную выработку всей первичной энергии в стране?» – задается вопросом эксперт.

От «зеленой» политики выиграют в итоге все на нашей планете: «Климату Земли, экосистемам и людям было бы лучше, если бы запасы ископаемого топлива остались нетронутыми. Это уже понимают во многих странах мира. Избиратели предпочитают «зеленый» рост, голосуют за экологию, и правительства разных стран учитывают это. Крупные компании и инвесторы  отказываются от финансирования проектов по использованию угля, нефти и природного газа. Объем заявленных к выводу средств из таких проектов и активов превысил 14 триллионов долларов США». 

Выход для нашей страны есть. «России нужна новая модель роста с учетом «зеленых» трендов. Она может добиться статуса мировой экоэнергетической державы, нужно лишь правильно расставить приоритеты», – отметил Сафонов.