Сокращение перелетов. Как авиационная отрасль влияет на климат

Парламент Франции проголосовал за запрет на короткие авиарейсы внутри страны. Предполагается, что полеты будут остановлены между городами, в которые можно добраться поездом менее чем за два с половиной часа.

Депутаты Национальной ассамблеи – нижней палаты парламента Франции – уже проголосовали за законопроект. Решение теперь ещё должен утвердить Сенат. Новые ограничения могут затронуть авиарейсы между Парижем, Нантом, Лионом или Бордо.

Эта мера будет способствовать выполнению плана Франции по снижению углеродных выбросов на 40% к 2030 году. Ведь самолеты загрязняют атмосферу огромным количеством углекислого газа и водяного пара, оксидами азота и сажей. 

Активисты экологических кампаний уже давно бьют тревогу. Они обвиняют авиационную отрасль в том, что появляется всё больше свидетельств ее разрушительного воздействия на изменения климата и требуют ужесточить ограничения.

«Выбросы от самолётов сильно больше, чем от наземного транспорта, поэтому любое сокращение полётов с экологической точки зрения - благо. Но для людей важно и время перемещения, поэтому по комплексу параметров, среди которых экономика, экология и комфорт перемещения, перелёты на длинные расстояния (более нескольких тысяч километров) пока не имеют реальной альтернативы», - говорит эколог, профессор ОмГУПС Сергей Костарев. Он добавляет: «Что касается Европы, то там очень хорошо развит рельсовый транспорт и в некоторых странах скорость поездов настолько высокая, что доехать, например, от Брюсселя до Парижа можно практически за час, а на самолёте получится дольше, если учитывать время дороги в аэропорт, обычно оно больше, чем до железнодорожной станции, ожидания и посадки. Так что в этом случае побеждает не столько экология, сколько экономика»

Ранее подобные меры принимались и в других странах. Так, в прошлом году одна из австрийских авиакомпаний отказалась от полетов между Веной и Зальцбургом, получив субсидии от государства. А в 2019 году парламент Нидерландов проголосовал за запрет авиарейсов между Амстердамом и Брюсселем, но эта мера так и не прижилась, так как противоречила законодательству Евросоюза о свободном перемещении между странами.

Однако, авиакомпании недовольны. Они упрекают власти в несвоевременной инициативе. Перевозчикам после пандемии итак сейчас нелегко, а тут ещё и новые запреты. Впрочем, правительство Франции оказало государственную поддержку национальной авиакомпании Air France в размере четырёх  миллиардов евро.