Плюсы и минусы погодных аномалий

Мы продолжаем знакомить вас с ходом дискуссии, проведенной Прогностическим центром МЕТЕО ТВ в Международный день метеоролога, 23 марта.

Михаил Локощенко, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и главный специалист Прогностического центра МЕТЕО ТВ, схлестнулся в споре с Георгием Сафоновым, директором Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов. Речь шла о плюсах и минусах аномальных погодных условий. Звучали разные высказывания: «холодная зима – воздух чище», однако «холодная зима – высокий риск гибели людей и представителей фауны от аномальных морозов».

По словам Локощенко, и аномально жарким летом 2010 года, и в небывало холодные зимы уровень загрязнения воздуха превышал и продолжает превышает норму. По словам спикера, «даже при наличии инверсии, при штиле, при  понижении температуры воздуха, при сильной работе системы отопления чистота воздуха оставляет желать лучшего». Впрочем, как отметил Локощенко, гораздо более интересная задача – оценить «выигрыш за счет экономии топлива на отопление, выигрыш за счет жизней, которые не пресеклись, тех людей, которые раньше бы погибли из-за сильных морозов, и выигрыш за счет отсутствия сильно загрязненного воздуха зимой».

Сафонов высказал предположение, что даже в Москве люди могут замерзать насмерть, когда наступают аномальные морозы. Что касается отопления, то  тут все далеко не так однозначно, пояснил Сафонов. Финансирование энергопредприятий основывается на других принципах, в меньше степени связанных с температурой воздуха вне стен зданий, а в большей степени связанных с лимитами газа. Газ выделяется по определенной регулируемой ставке для предприятий. «Им выгодно использовать этот лимит полностью, независимо от того жарко ли стало на улице или нет. Потому что если они откажутся от части этого лимита, то в следующем году, который может оказаться холодным, им не додадут объем по регулируемой цене. Им придется докупать. Поэтому вы могли быть свидетелями, что у нас батареи были горячими, когда уже было совсем тепло», – подчеркнул эксперт.

Кроме того, что мы то мерзнем, то истекаем потом, существует и проблема реагирования дорог на скачки температуры. Так называемый «переход через ноль», когда на термометрах то плюс один, то минус один, превращает дороги и тротуары в выбоину на выбоине. Ямы появляются не из-за нерадивости строителей, а по вине погоды. Сафонов постарался убедить слушателей в верности данного тезиса.

Ознакомиться с предыдущими эпизодами дискуссии вы можете здесь.